УТВЕРЖДАЮ:

Председатель Комиссии РАН
по изучению научного наследия выдающихся ученых,

член-корреспондент РАН

Ю.М. Батурин

 

 

 

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

о проведении ХХX моисеевских чтений — научно-практической конференции

«Россия в ХХI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности»

 

24-25 марта 2022 г.                                                                                 г. Москва

 

 

 

* * * * * *

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………

Концепция   конференции ………………….….…..………………………………..

Рабочая программа конференции …..……………………………………………..

Научные обсуждения на конференции ……………………………………………

Научные результаты конференции. Научно-практические  рекомендации….

Состав участников конференции …………………………………………………..

Информационно-издательское обеспечение конференции …………………..

Финансирование конференции……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………….

Выводы …………………………………………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………………………

 

* * * * * *

Введение

 

ХХХ моисеевские чтения  проводились в рамках обсуждения общей научной проблемы «Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения» начатого Комиссией РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых на международном научном форуме «Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения (2019 г.), на ХХVIII Моисеевских чтениях  «Моисеев о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения» (2020 г.), на ХХIХ моисеевских чтениях «Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память. К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск  под Москвой» (2021 г.).

Международная обстановка, тревожные тенденции в отечественном образовании вызвали необходимость критически взглянуть на образование с позиций его роли в укреплении российской культурно-исторической идентичности.

Наметившиеся в последнее время негативные тенденции в отечественном образовании: отказ от лучшего опыта и традиций отечественного образования  и слепое подражание западным стандартам; чрезмерное администрирование и нарушение принципа автономности научно-педагогической деятельности; перегрузка преподавательской работы в ущерб научной и воспитательной деятельности, унизительно низкое вознаграждение профессорско-преподавательского и учительского труда вызывают серьезную тревогу и неизбежный вопрос: в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей с гедонистической установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы и творцов заслуженного успеха в жизни?

 

Концепция чтений

Следуя традициям Н.Н. Моисеева рассматривать трудные социально-гуманитарные проблемы современной России с позиций междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов, как это делается с первых научных моисеевских семинаров  в Политехническом музее в начале 90-х годов прошлого века и в настоящее время в рамках ежегодных моисеевских чтений*, организационный комитет предложил к рассмотрению на ХХХ моисеевских чтениях роль отечественного образования в сохранении российской  культурно-исторической идентичности в современных условиях.

Работы Н.Н. Моисеева: Новая планета. Методологические посылки для разработки цивилизационной парадигмы наступающего века; Размышления об этническом сознании, национальных и общечеловеческих ценностях; Время определять национальные цели; О необходимых чертах цивилизации будущего, а также работа его учеников «Россия в ХХI веке: проблемы идентификации и национальных целей (Степанов С.А., Тарко А.М.) предлагают рассматривать заявленную на чтениях проблему не только с позиций философских, исторических, экономических, психологических, культурологических и политологических наук, но и через призму современной глобалистики, педагогики и теологии.

Глобальная научно-техническая революция в области цифровой обработки, накопления и структурирования информации выдвинула высокие требования к стандартам  образования и поставила отечественную  систему образования в непростые условия конкуренции. И выживут в этой конкурентной борьбе, по мнению Н.Н. Моисеева, только те национальные системы образования, которые выдержат высокую планку профессиональных требований к содержанию и организации этого образования.

Современные информацинно-коммуникационные технологии-интернет, социальные сети и мобильные системы связи усиливают риски размывания основ российской культурно-исторической идентичности, роста негативных явлений в межпоколенческих, межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также снижают возможности отечественной системы образования в формировании у молодежи современной научной картины мира. Это также обостряет  проблему мировоззренческих и нравственных установок в российском обществе и молодежной среде. Особую тревогу вызывает проникновение западных гендерных теорий и т.н. западных ценностей – равных прав сексуальных меньшинств, подрывающих традиционные ценности семьи и детства; толерантного  отношения к искажению и фальсификации новейшей истории и пренебрежению памятью жертв советского народа в годы Второй мировой войны. Тем самым, молодежь сегодня поставлена перед нелёгким цивилизационным выбором.

 

Программа чтений

Программа моисеевских чтений (приложение) формировалась в  процессе выработки и обсуждения концепции с заинтересованными научными/образовательными организациями, отдельными учеными – специалистами в области методологии и психологии образования. Часть обсуждений/консультаций проходила в Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых, часть – в режиме онлайн в формате видеоконференций с представителями вузовской науки.

 

В результате этих обсуждений была выработана структура чтений, проходивших в гибридном формате – офлайн/онлайн:

— пленарные заседание с основными докладами программного комитета;
— выступления, научные сообщения;
— выступления в открытой дискуссии;
— обсуждение и принятие научно-практических рекомендаций;
— подведение итогов.

Пленарные доклады и выступления участников чтений показали чрезвычайную актуальность поставленного вопроса. Была отмечена необходимость системных исследований роли государства и гражданского обществ и всех его институтов (образование, здравоохранение, культура, бизнес, общественные объединения) в укреплении российской культурно-исторической идентичности в новых условиях – после 30-летнего  испытания открытым рынком, европейскими стандартами образования и здравоохранения, безоглядного поиска общечеловеческих ценностей, за которыми скрывается деградация мирового порядка, европейской  культуры, простых человеческих отношений и отрицание религиозных и семейных ценностей.

Насыщенная программа ХХХ моисеевских чтений подтвердила актуальность и перспективность затронутой на них научной проблемы и научного наследия академика Н.Н. Моисеева, указавшего определяющую роль образования: «…информировать  общество о реальном состоянии дел, лишить его возможных иллюзий и  начинать его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на то общее, что должна содержать  цивилизация XXI века».

 

Научные обсуждения

В приветствии председателя программного комитета  академика РАН М.Ч. Залиханова была подчеркнута важность исторического момента, когда происходят поистине  исторические события по полной смене глобального мироустройства, отсюда и чрезвычайная актуальность цивилизационных аспектов образования в условиях коренного перелома мироустройства.

Пленарное заседание открылось докладом профессора Донецкого национального технического университета К.Н. Маренича «Формирование потребительской целеустановки как инструмент подавления российской культурно-исторической установки». Этот доклад и доклад профессора Донецкого национального университета экономики и торговли имени Туган-Барановского С.В. Дрожжиной «Просвещение и образовательная политика во времена социальных потрясений в России» очень ценны для участников чтений как взгляд наших коллег со стороны на российское образование, четверть века живших и работавших в другой системе ценностей и иной системе  образования.

Во многих докладах и выступлениях приводились актуальны в современной обстановке мысли Н.Н. Моисеева, в частности в связи с событиями на Украине: «Наши народы объединяет не только религия, общность цивилизации, единство миропонимания, которые служат основой формирующейся евразийской цивилизации, в основе которой – общность трех славянских народов: белорусов, русских и украинцев… Мы единый суперэтнос. Это приговор Истории. И чем быстрее мы это поймем, тем легче нам всем будет справиться с тем множеством бед, которые выпали на нашу долю!»

С учетом складывающейся геополитической обстановки в социально-гуманитарной составляющей современного образования  на первые позиции выдвигаются философские, социально-психологические, экологические и исторические аспекты современной научной картины мира.

Участники чтений обратили внимание на то, что в центре реформирования системы образования должен находиться человек, развитие его творческих потенций, пропаганда и поощрение его достижений. В обществе должен царить культ человека-созидателя и должны быть выстроены системы социальной мобильности, которые необходимы для развертывания сферы его деятельности. Стяжательство, культ потребления должны рассматриваться как признаки примитивной, неразвитой личности и быть предметом общественного презрения. Либеральную идеологию следует однозначно трактовать как инструмент, направленный на ослабление России как субъекта мирового сообщества, а пропаганду идей т.н. «либеральной» демократии рассматривать как противоправные действия, представляющие опасность для России и её молодежи.

С докладами и научными сообщениями выступили ученые, профессора и преподаватели российских научных центров, вузов России, Донецкой народной республики, Беларуси, Киргизии, Италии. Доклады ученых факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Финансового университета при Правительстве РФ, Московского психолого-социального университета, РАНХ и ГС при Президенте РФ, Чеченского государственного университета, Белорусского государственного университета, Киргизско-Российского славянского университета имени БН. Ельцина внесли глубокое содержание в научные дискуссии чтений и в научно-практические рекомендации. Большой отклик у участников чтений вызвал доклад «Светские и православные скрепы духовного единения российского общества в современных условиях» протоиерея Леонида Калинина. В дискуссиях приняли участие молодые ученые, аспиранты и большая группа студентов Новосибирского государственного медицинского университета.

 

Научные результаты конференции, научно-практические рекомендации

Принятые участниками чтений научно-практические рекомендации были разработаны с учетом универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и обсужденных на чтениях концептуальных вопросов:

— в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей с гедонистической  установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы  и творцов заслуженного успеха в жизни?
— отличительные  особенности отечественного образования в условиях цивилизационного противостояния России и Запада;
— какие лучшие традиции и опыт отечественного образования, в т.ч. советского периода, можно использовать в реформировании российского  образования и в практике научно-педагогической деятельности?
— что в отечественном образовании целесообразно противопоставить негативным последствиям цифровизации и интернета, примитивизирующим  сознание человека и усиливающим риски манипулирования им?
— какие отечественные и зарубежные инструменты измерения качества образования, науки и воспитания молодежи необходимо использовать, чтобы:

а) снизить уровень администрирования процессом образования и обеспечить автономность научно-педагогического труда;
б) повысить мотивацию и эффективность профессорско-преподавательского и учительского труда;

— почему номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени в нашей стране, не отвечает задачам формирования современной научной картины мира?

Современные информацинно-коммуникационные технологии-интернет, социальные  сети и мобильные системы связи усиливают риски размывания основ российской культурно-исторической идентичности, роста негативных явлений в межпоколенческих, межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также снижают возможности отечественной системы образования в формировании у молодежи современной научной картины мира. Это также обостряет проблему мировоззренческих и нравственных установок в российском обществе и молодежной среде. Особую тревогу вызывает проникновение западных гендерных теорий и т.н. западных ценностей – равных прав сексуальных меньшинств, подрывающих традиционные ценности семьи и детства; толерантного отношения к искажению и фальсификации новейшей истории и пренебрежению памятью жертв советского народа в годы Второй мировой войны. Тем самым, молодежь сегодня поставлена перед нелёгким цивилизационным выбором.

Наметившиеся в последнее время негативные тенденции в отечественном образовании: отказ от лучшего опыта и традиций отечественного образования и слепое подражание западным стандартам; чрезмерное администрирование и нарушение принципа автономности научно-педагогической деятельности; перегрузка преподавательской работы в ущерб научной и воспитательной деятельности, унизительно низкое вознаграждение профессорско-преподавательского и учительского труда вызывают серьезную тревогу и неизбежный вопрос: в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей с гедонистической установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы  и творцов заслуженного успеха в жизни?

Недооценка государством и институтами гражданского общества актуальности идеологического строительства и сохранения национальных ценностей стимулирует не только прогрессирующую бездуховность общества, но и торжество рыночно-торгового мышления с его универсальным инструментом решения всех проблем посредством денег.

Избыточное и недостаточно профессиональное администрирование, бессистемные и часто меняющиеся государственные стандарты образования подменяют творчество в научном и образовательном процессах организационной суетой, обрекают на истощение физических и нравственных сил преподавателей, ученых и руководителей научных и образовательных организаций. Бездумное копирование и внедрение зарубежных стандартов управления образованием и измерения качества образовательной и научной деятельности без учета лучших национальных традиций также обрекает российскую науку и образование на отставание в мировой конкуренции и усиливает риски для безопасности страны.

С учетом этих обстоятельств в центре реформирования системы образования должен находиться прежде всего человек, развитие его творческих потенций, пропаганда и поощрение его достижений. В обществе должен царить культ человека-созидателя и должны быть выстроены системы социальной мобильности, которые необходимы для развертывания сферы его деятельности. Стяжательство, культ потребления должны рассматриваться как признаки примитивной, неразвитой личности и быть предметом общественного презрения. Либеральную идеологию следует однозначно трактовать как инструмент, направленный на ослабление России как субъекта мирового сообщества, а пропаганду идей «либеральной» демократии рассматривать как противоправные действия, представляющие опасность для России и её молодежи.

В рекомендациях сформулированы конкретные предложения прежде всего в части необходимости проведения критического анализа последствий вхождения отечественного образования в болонскую систему высшего образования, негативного влияния западной культуры, образования, СМИ и выработки неотложных и кардинальных мер по деколонизации, девестернизации, декоммерциализации и депримитивизации отечественного образования.

Научным и научно-образовательным организациям рекомендовано  проводить научные исследования по следующим актуальным направлениям:

  1. Теоретические и прикладные аспекты повышения роли отечественного образования как института укрепления российской культурно-исторической идентичности на современно этапе развития российского общества.
  2. Специфические особенности отечественного образования в условиях цивилизационного противостояния России и Запада;
  3. Лучшие традиции и опыт отечественного образования для реформирования российского образования и в практике научно-педагогической деятельности;
  4. Теоретико-методологические и научно-практические направления деятельности отечественного образования по снижению негативных последствий цифровизации и интернета, примитивизирующих сознание человека и усиливающих риски манипулирования им.
  5. Разработка научной аргументации по развенчанию концепции «тоталитарная теория» как основы ревизии истории Второй мировой войны, ее итогов и коренной ломки послевоенного мироустройства для формирования у молодежи современной научной картины мира.
  6. Разработка системы национальных инструментов измерения качества образования, науки и воспитания молодежи в целях:

— повышения мотивации и эффективности  профессорско-преподавательского и учительского труда;
— снижения уровня администрирования процессом образования и обеспечения  автономности научно-педагогического труда;
— установления соответствия номенклатуры научных специальностей по присуждению ученых степеней в нашей стране новым задачам образования и науки, а также формирования современной комплексной научной картины мира.

Ряд предложений касается перестройки подготовки учительских и преподавательских кадров для общеобразовательной и высшей профессиональной школ.

С учетом глобальных процессов, происходящих  в науке и образовании, вызовов последнего времени,  требующих качественных изменений в  научном и технико-технологическом  развитии  страны,  необходим  пересмотр научной и научно-образовательной политики в целом.

В качестве первоначальных шагов целесообразно рассмотреть вопрос формирования основ такой политики силами Российской академии наук.

С целью воссоздания государственной системы воспроизводства научных кадров, усилить влияние РАН на подготовку кадров в высших учебных заведениях страны. Необходимы решительный уход от болонской системы образование  в вузах и внедрение междисциплинарных и трансдисциплинарных методов обучения. Начальным звеном этой работы может стать внедрение в программы обучения  высших учебных заведений пропедевтического курса на основе работы  академика Н.Н. Моисеева «Универсум. Информация. Общество». Для расширения межвузовских научных связей и внедрения современных подходов в подготовку научно-педагогических кадров целесообразно создание сети базовых кафедр под эгидой Российской академией наук.

 

Состав участников чтений

В чтениях  приняли участие ученые и сотрудники научных учреждений и научно-образовательных организаций; докторанты, аспиранты и магистранты; педагоги образовательных учреждений; студенты вузов более ста человек.

 

Информационно-издательское обеспечение

Для широкого оповещения научной общественности, работников научно-образовательных организаций, было разработано информационное письмо оргкомитета, использовались интернет-ресурсы (сайты МНЭПУ, научно-образовательного проекта НАШ БУРАН, а также сайты вузов-партнеров конференции (МГПУ, РЭУ им.Г.В. Плеханова, МПСУ, КРСУ им. Б.Н. Ельцина и др.).

Оргкомитетом предусмотрено издание сборника докладов и материалов чтений  (июнь 2022 г.).

 

Финансирование чтений

Основным источником финансирования чтений явились остатки средств    гранта Российского фонда мира, представленного оператору Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых – МНЭПУ в размере 120 тыс.руб. Указанные средства использованы на  телекоммуникационные расходы, организацию пленарных заседаний чтений, кофе-брейк.

 

Заключение

Состоявшиеся ХХХ моисеевские чтения указывает на активный интерес ученых и молодежи к состоянию отечественного образования как важнейшего института сохранения и развития российской культурно-исторической идентичности.

Поставленные перед чтениями цель и задачи достигнуты. Разработанные и принятые на чтениях научно-практические рекомендации заслуживают рассмотрения, утверждения президиумом РАН, направления их в Министерство высшего образования и науки РФ, Министерство просвещения РФ, соответствующие профильные научные учреждения, а также в отчет РАН Правительству Российской Федерации.

 

Указывает на большой потенциал в проведении последующих конференций по  популяризации научного наследия выдающихся ученых нашей страны.

Заслуживают благодарности программного и организационного комитетов конференции:

за финансовую поддержку: председатель Правления Российского фонда мира, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий;

за научно-организационную поддержку: руководство высших учебных заведений и организаций – факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Финансового университета при Правительстве РФ, РЭУ имени Г.В. Плеханова, МПСУ, ДОНТУ, КРСУ имени Б.Н. Ельцина;

за большой личный вклад в успешное проведение конференции: академик НАН Кыргызской Республики В.И. Нифадьев, профессора С.Н.  Бабурин, Э.В. Баркова, В.В. Дзюбан, С.П. Киселева, О.И. Морар, а также  Бурматнов, А.А.  Клименок, Е.Ю. Небродовская-Мазур, В.Н.  Петрищев, В.И.  Светлов, Л.В. Лядухин С.В.,  Скворцова, Л.И.  Сумароков (Кыргызская Республика), Тегильцева Е.В.

 

Научный отчет подготовлен рабочей группой оргкомитета в составе: Степанов С.А. (руководитель), Бурматнов Ю.А., Вишняков Я.Д., Киселева С.П., Клименок А.А., Петрищев В.Н., Светлов В.И.

 

Приложения: на 42 стр.

 

Председатель организационного комитета,
академик РАН                                                                     Ю.Г. Евтушенко

Председатель программного комитета,
академик РАН,                                                                   М.Ч. Залиханов

 

* * * * * *

Исполнитель
Степанов С.А.
89857683825