РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
XXIX Моисеевские чтения
«Россия в XXI веке: Великая Отечественная война и историческая память»
Москва, 2021
Работа конференции проводится в дистанционном режиме. Ссылки для входа в видеотрансляцию указаны в программе.
21 июня 2021 г. |
ПОНЕДЕЛЬНИК |
9:00 – 10:00 | Регистрация участников (РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Красный зал, 3 этаж) |
10:00 – 12:00 | Открытие конференции. Пленарное заседание. Академические доклады (Красный зал РАН)Видео трансляция в интернете идентификатор: 850 1910 4247; код доступа: 631965 |
12:00 – 13:00 | Открытие фотовыставки: «Великая отечественная война в судьбе моей страны и моего поколения» |
13:00 – 18:00 | Пленарное заседание. (Красный зал РАН)Видео трансляция в интернете идентификатор: 850 1910 4247; код доступа: 631965 |
11:00 – 15:00 | Работа секции 1: Отражение Великой Отечественной войны в современных учебниках по истории: общественный и академический дискурс. (Московский педагогический государственный университет, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, ауд.804)Видеотрансляция в интернете |
14:00 – 16:00 | Работа секции 9: О ведущей роли Советского Союза во Второй мировой войне (ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, ул. Советская, д. 106, 2 этаж, зал «Вернадский»)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 917 9553 2133 Код доступа: 611600 |
22 июня 2021 г. |
ВТОРНИК |
12:00 – 16:00 | Работа секции 2: Московский университет в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, мкр. Воробьевы горы, д. 1, стр. 13а)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 853 2045 6984 Код доступа: 445431 |
10:00 – 16:00 | Работа секции 3: Об исторической памяти и исторической ответственности ученых перед будущими поколениями молодежи. (Финансовый университет при правительстве РФ, РАН, Москва, Ленинский проспект 32а, Красный зал, 3 этаж.)Видеотрансляция в интернете |
10:00 – 16:00 | Работа секции 4: Историко-психологические и политические аспекты неприятия решающей роли советских народов во Второй мировой войне и целенаправленного искажения ее истории и итогов. (Российский университет дружбы народов, факультет гуманитарных и социальных наук, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10, корп.2, ауд.415, 5-й этаж)Видеотрансляция в интернете |
11:00 – 15:00 | Работа секции 5: Нюрнбергский процесс – как предостережение и основа современного международного права. (Российская академия образования, г. Москва, ул. Погодинская, д.8)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 862 0517 6567 Код доступа: 972797 |
11:00 – 16:000 | Работа секции 6: Человек и война: исторические и социально-философские аспекты эпохи времен Великой Отечественной войны. (Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева, Брянский государственный технический университет, г. Брянск, ул. К. Маркса, 5)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 810 4864 9026 Код доступа: 782402 |
10:00 – 12:00 | Работа секции 7: Киргизская ССР в Великой Отечественной войне: неизвестные страницы сражения с фашизмом (Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 844 2055 3531 Код доступа: 242807 |
10:00 – 12:00 | Работа секции 8: Роль музейной работы по формированию научной исторической картины Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в патриотическом сознании молодежи (Донецкий республиканский краеведческий музей, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 189А)Видеотрансляция в интернете Идентификатор: 844 9582 6901 Код доступа: 744007 |
23 июня 2021 г. |
СРЕДА |
10:00 – 16:00 | Заключительное пленарное заседание Конференции. Академические доклады. Итоговые доклады руководителей секций. Принятие научно-практических рекомендаций. (РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Красный зал, 3 этаж)Видео трансляция в интернете идентификатор: 850 1910 4247; код доступа: 631965 |
21.06.2021
ПОНЕДЕЛЬНИК
10:00 – 18:00 | РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Красный зал, 3 этаж |
10:00-10:10 |
Пленарное заседание Председатель организационного комитета Сопредседатель организационного комитета, Заместитель председателя оргкомитета, ректор МНЭПУ Видео трансляция в интернете |
Приветствия участникам конференции | |
10:10-10:30 | Председатель программного комитета, Герой социалистического труда, академик РАНЗалиханов М.Ч. |
Директор Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университетаМаскевич С.А. | |
Ректор Кыргызско-Российского Славянского университета, академик Национальной академии наук Кыргызской РеспубликиНифадьев В.И. | |
Президент Южного федерального университетаБоровская М. А. | |
Декан факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук,профессорИльин И.В. |
|
Пленарные академические доклады: | |
10:30-10:40 | «Современная международная обстановка и проблемы формирования исторической памяти и культуры мира»Леонид Эдуардович Слуцкий Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам, Председатель Правления Международного общественного фонда «Российский фонд мира» |
10:40-11:00 | «Вторая мировая война и Славянский мир»Сергей Николаевич Бабурин Президент международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор |
11:00-11:20 | «Освободительная миссия Вооруженных сил СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Борис Павлович Уткин |
11:20-11:40 | «День подвига. Битва за будущее»Сергей Феликсович Черняховский доктор политических наук, профессор |
11:40-12:00 | «Опасный вирус фашизма (может ли антифашизм опять спасти мир?)»Владимир Кршлянин Вице-президент международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, высший советник МИД Республики Сербии |
12:00-13:00 | Открытие фотовыставки «Великая отечественная война в судьбе моей страны и моего поколения» Кофе-брейк |
13:00-13:20 | «Наши воинские мемориалы в современной Германии»Владимир Михайлович Гринин Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в ФРГ (2010-2018), президент «МОО-Общество Россия – Германия» |
13:20-13:40 | «Трансформация финансовой системы СССР в 1941-1945 гг.»
Юрий Анатольевич Левин |
13:40-14:00 | «80-летие нападение фашистской Германии на СССР: что думают и говорят об этом в современной Германии?»Керстин Кайзер руководитель филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в России |
14:00-14:20 | «Как Европа и США работали на вермахт и о чем молчат школьные учебники истории»Александр Владиславович Бычков кандидат социологических наук доцент Российской таможенной академии |
14:20-14:40 | «Отвод группы армии Е германского вермахта из Греции в Германию и Австрию в рамках операция «Рэнкин» на Балканах и события? связанные с этим, имевшие значени на ход окончания Второй мировой войны и мирное, послевоенное устройство на Балканах»
Профессор Божидар Трифунов Митрович,д.ю.н. |
14:40-15:00 | «Геополитическое значение победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Григорий Никандрович Крайнов |
15:00-15:20 | «Когнитивное оружие как элемент системы фальсификации истории Великой Отечественной войны»
Татьяна Александровна Сенюшкина |
15:20-15:40 | «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего: эмпирическое значение афоризма»Никита Дмитриевич Калинин студент 1 курса, Санкт-Петербургский государственный университет |
15:40-18:00 | Доклады участников конференции. Дискуссия. |
XXIX МОИСЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
21.06.2021
ПОНЕДЕЛЬНИК
Секция 1 11:00 – 15:00 |
Московский педагогический государственный университет Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, (Москва, пр-т Вернадского, д.88, ауд.804) |
Отражение Великой Отечественной войны в современных учебниках по истории: общественный и академический дискурс | |
Модератор: |
|
Докладчики и темы докладов: | |
Половецкий Сергей Дмитриевич, «Трагедия мирного населения в годы Великой Отечественной войны на страницах учебников по военной истории» |
|
Засорин Сергей Алексеевич, «Сравнительный анализ отражения Генерального плана «Ост» в современных российских и западных учебниках истории» |
|
Никифоров Юрий Александрович «Людские потери в Великой Отечественной войне на страницах школьных учебников в контексте проблемы геноцида Советского народа» |
|
Минаков Сергей Тимофеевич, «Демографические последствия Великой Отечественной войны в учебных курсах истории России» |
|
Грибан Ирина Владимировна, «Судьба империи и Великая Отечественная война: репрезентация на страницах германских учебников истории» |
|
Карнишин Валерий Юрьевич, «Геноцид населения на территории украинских областей (1941-1944 гг.) в современных учебниках Украины» |
|
Благушина Лилия Валерьевна, «Воспитание патриотизма и гражданственности на материалах учебного пособия для учащихся «История Великой Отечественной войны. 10 класс». |
|
Усачев Александр Владимирович, Петрищева Татьяна Юрьевна, Усачева Ирина Николаевна, «Экологические последствия войн для населения: научно-образовательные аспекты» |
|
Пустовалова Влада Владимировна, «Военные действия и судьбы детей в годы Великой Отечественной войны» |
|
Прошунина Екатерина Валерьевна, «Елецкая наступательная операция 6-16 декабря 1941 г. |
|
Сафарова Зоя Николаевна, Вобликова Екатерина Николаевна, «Великая Отечественная война в восприятии учащихся средней школы» |
|
Шеина Мария Николаевна, Бородин Кирилл Иванович, «Краеведческие аспекты изучения Великой Отечественной войны (по материалам Липецкой области)» |
|
Горячих Лариса Николаевна, Бушуева Дарья Александровна, «Актуальные проблемы формирования исторической памяти у современной молодежи». |
21.06.2021
ПОНЕДЕЛЬНИК
Секция 9 14:00 – 16:00 |
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, ул. Советская, д. 106, 2 этаж, зал «Вернадский» |
О ведущей роли Советского Союза во Второй мировой войне | |
Модераторы: Сухова Анна Олеговна |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 2 12:00 – 16:00 |
Факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, мкр. Воробьевы горы, д. 1, стр. 13 а. |
Московский университет в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | |
Председатель секции – Ильин Илья Вячеславович, доктор политических наук, профессор, декан факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Зам. председателя секции – Габдулин Руслан Рустемович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, зам. декана по научной работе факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Организатор работы и ученый секретарь секции – Гвозданный Вячеслав Афанасьевич, кандидат философских наук, доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова |
|
Докладчики и темы докладов: | |
Доклады: | |
Ивахненко Евгений Николаевич, «Россия Никиты Моисеева: размышления о прошлом и будущем» |
|
Трофимов Виктор Титыч, «Геологи в Великой Отечественной войне» . |
|
Выступления (доклады): | |
Логинов Василий Анатольевич, . «Участие хирурга С.С. Юдина, выпускника Московского университета в Великой Отечественной войне» |
|
Еремева Алина Иосифовна, Лапина Ирина Константиновна, «Астрономы Московского университета в годы Великой Отечественной войны» |
|
Белов Сергей Игоревич, «Ковалев А.М. Воспитательный потенциал истории Московского университета во внеучебной работе со студентами |
|
Колотилова Наталия Николаевна, «На страже эпидемиологической безопасности Западного фронта: академик АМН СССР Георгий Павлович Руднев (1899-1970)» |
|
Алпатов Сергей Викторович, «В.П. Аникин: военные будни будущего фольклориста» |
|
Кузнецова Ирина Витальевна, «Участие в Великой Отечественной войне профессора физфака МГУ Матвеева А.Н. как ценностно-смысловой ориентир |
|
Меркулова Анастасия Михайловна, «Источники фальсификаций о Московском университете в годы |
|
Агирречу Александр Антонович, «Географы и Великая Отечественная война» |
|
Осмоловский Александр Андреевич, «Профессор Н.С. Егорова в Великой Отечественной войне» |
|
Еремин Николай Николаевич, «Судьба детей Войны – Н.И. Еремин (1932-2020)» |
|
Гаврилюк Артем Владимирович, «Подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны» |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 3 10:00 – 16:00 |
Финансовый университет при Правительстве РФ РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Красный зал ,3 этаж |
|
Об исторической памяти и исторической ответственности ученых перед будущими поколениями молодежи. | ||
Модераторы: Грузина Юлия Михайловна, Ореховская Наталья Анатольевна, |
||
Докладчики и темы пленарных докладов: | ||
Воскресенская Нина Олеговна, «Историческая память как фактор формирования мировоззрения современной молодежи: в условиях цифровой революции» |
||
Скворцова Елена Михайловна, «Новое понимание истории в контексте теории «Черных лебедей»» |
||
Замараева Елена Ивановна, «Историческая память и цифровые поколения» |
||
Винник Дмитрий Владимирович, «Релятивистские концепции истины и их негативное влияние на этические основания исторического мировоззрения» |
||
Деникин Анатолий Васильевич, «Интерпретация и фальсификация прошлого: |
||
Серегина Татьяна Николаевна, «Социальная память в становлении социальной идентичности |
||
Грузина Юлия Михайловна, «Исторический опыт формирования научного и инновационного |
||
Ореховская Наталья Анатольевна, «Воспитание патриотизма в образовательном процессе в высшей школе» |
||
Докладчики и темы основных докладов: | ||
Махаматов Таир Махаматович, «Историческая память как фундаментальный фактор формирования национальной идентичности и демократической толерантности у российской молодежи» |
||
Руднева Светлана Евгеньевна, «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» |
||
Свинцова Марина Николаевна, «Сохранение памяти о Великой Отечественной войне в понимании современной молодежи (на примере студентов Финансового университета при Правительстве РФ)» |
||
Ахмедова Муслимат Газиевна, «Роль СССР во Второй мировой войне в западной исторической науке» |
||
Ермасов Евгений Викторович, «Миф о «русской угрозе» в Германии: история возникновения и развития» |
||
Шапкин Игорь Николаевич, «Россия как особая модель общественного устройства: причины, последствия. К постановке проблемы» |
||
Просеков Сергей Анатольевич, «Проблема патриотического воспитания современной молодёжи» |
||
Кисляков Анатолий Сергеевич, «Особенности интернационального воспитания иностранных обучающихся в российских вузах» |
||
Звонова Екатерина Евгеньевна, «Как сделать так, чтобы школьники не воспринимали мероприятия ко Дню Победы в качестве формальности?» |
||
Бадмаева Оюуна Ринчиновна, «Актуальные вопросы современного этапа «Войны историй»» |
||
Шевченко Ольга Викторовна, «Историческая преемственность духовного опыта поколений» |
||
Белов Дмитрий Александрович, «Историческая память и вклад ученых Комиссии по истории Великой Отечественной войны по сбору интервью участников и очевидцев (на примере Сталинградской битвы), 1942-1945 гг.» |
||
Деникина Зоя Дмитриевна, «Парадигмальные подходы к анализу исторического наследия» |
||
Омарова Лейла Бунияминовна, «Историческая память и проблемы формирования современного |
||
Штанова Ксения Алексеевна, «Об исторической ответственности ученых перед будущими |
||
Докладчики и темы студенческих докладов: | ||
Хацкевич Надежда Юрьевна, Научный руководитель: Дзюбан Валерий Валерьевич, доктор исторических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ «Историческая оценка и значение освобождения народов Европы от фашизма». |
||
Калачёва Дарья Алексеевна, Научный руководитель: Дзюбан Валерий Валерьевич, доктор исторических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ «Организация отпора врагу: «Битва под Москвой»» |
||
Чачуа Тамара Гурамиевна, Научный руководитель: Кисляков Анатолий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ «Проблемы сохранения исторической памяти роли советских воинов в освобождении Европы» |
||
Василик Игорь, Головлев Руслан Владимирович, Научный руководитель: Кисляков Анатолий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ «К вопросу реабилитации нацизма в странах Балтии» |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 4 10:00 – 16:00 |
Российский университет дружбы народов, факультет гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, д.10, корп.2, ауд.415 (5-й этаж) |
Историко-психологические и политические аспекты неприятия решающей роли советских народов во Второй мировой войне и целенаправленного искажения ее истории и итогов | |
Модератор: Блохин Владимир Владимирович, |
|
Русакова Ольга Фредовна, «Официальный дискурс российской политики памяти о Великой Отечественной войне» |
|
Блохин Владимир Владимирович, «Готовил ли СССР превентивный удар? Критика современных фальсификаций» |
|
Якеменко Борис Григорьевич, «Искажение роли СССР во Второй Мировой войне как следствие общеевропейской трансформации дискурсов «память» и «жертва» |
|
Колесникова Марина Евгеньевна, «Битва за Кавказ в пространстве исторической памяти» |
|
Танцевова Анастасия Владимировна, «Миитовцы на фронтах Великой Отечественной войны: коммеморативные практики на страницах газеты «Инженер транспорта»» |
|
Рябова Людмила Константиновна, «Рефлексия Запада на победу СССР во Второй мировой войне в оценке эмигрантской публицистики» |
|
Никифоров Тимур, «Блокада Ленинград в освещении современной |
|
Линькова Елена Валентиновна, «Российско-французские объединения экспертных сообществ и противодействие фальсификации истории Второй мировой войны» |
|
Кряжева-Карцева Елена Валерьевна, «Мемориалы советским воинам в контексте современного геополитического противостояния России и Запада» |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 5 11:00 – 15:00 |
Российская академия образования: г. Москва, ул. Погодинская, д.8. |
Нюрнбергский процесс – как предостережение и основа современного международного права | |
Модератор: Деревянченко Александр Алексеевич, |
|
Деревянченко Александр Алексеевич, «Нюрнбергский процесс: социо-психологические портреты, поведение и риторика нацистской верхушки». |
|
Долгополов Николай Михайлович, «Нюрнбергский процесс глазами журналистов» |
|
Барис Виктор Владимирович, «Проблемы национальной безопасности России и наследие Нюрнберга» |
|
Мармазова Татьяна Ивановна, «Двойные стандарты системы международного права и |
|
Шацкая Ирина Вячеславовна, «Народное образование и воспитание в годы |
|
Савка Ольга Геннадьевна, «Преступления нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны» |
|
Гладышева Елена Васильевна, Гладышева Стелла Геннадиевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ИТУ МИРЭА-РосТУ: «О необходимости формирования исторической памяти и культурно-исторической преемственности у современной молодежи в рамках гуманитарного образования в высшей школе» |
|
Калинин Дмитрий, «Ценность жизни в масштабном военном конфликте» |
|
Хазанская Валерия Алексеевна, «Военное детство моих близких родственников» |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 6 11:00 – 16:00 |
Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева Департамент образования и науки Брянской области Брянское отделение Российского военно-исторического общества Брянское отделение поискового движения России Брянское отделение Российского философского общества Брянское отделение Общества глобальных исследований Брянский государственный технический университет, г. Брянск, ул. К. Маркса, 5 |
Человек и война: исторический и социально-философский аспект Великой Отечественной войны | |
Модератор: Дергачева Елена Александровна, |
|
Докладчики и темы докладов: | |
Трифанков Юрий Трофимович, «Личная историческая память и геополитические и цивилизационные аспекты истории Второй мировой и Великой Отечественной войн» |
|
Попкова Наталья Владимировна, «Война и мир: философский анализ» |
|
Бахтин Максим Вячеславович, «Фашизм: прошлое или будущее человечества? (историческая память как средство противостояния фашизму)» |
|
Демиденко Эдуард Семенович, «Н.Н. Моисеев о социальном круговороте в контексте проблемы мира и войны» |
|
Дергачева Елена Александровна, «Война как антропосоциальный феномен в произведениях писателя-фронтовика В.М. Шаповалова |
|
Дзюбан Валерий Валерьевич, профессор Финансового университета при Правительстве РФ «Русский народ в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне: исторический анализ» |
|
Багаутдинов Айрат Маратович, Багаутдинов Руслан Айратович, «Философия и идеология подвига советских воинов в годы Великой Отечественной войны: на примере Героя Советского Союза Александра Матросова и Героя России генерала Минигалея Шаймуратова» |
|
Ушкалов Сергей Валерьевич, «Белые пятна в истории Сещенского подполья» |
|
Захарова Людмила Ивановна, «Венгерский след на Брянской земле» |
|
Абовян Елена Николаевна, «Деятельность немецкой агентурной службы на оккупированной территории Брянского региона в период с 1941 по 1943 гг.» |
|
Бобков Владимир А.лександрович, «Религиозная ситуация в СССР в годы Великой Отечественной войны» |
|
Демиденко Игорь Александрович, Демиденко Александр Игоревич, «Великая Отечественная война и партизанское движение на примере брянского партизанского соединения имени А.И. Виноградова» |
|
Матвеев Сергей Павлович, «Взгляд советских и западных исследователей на пакт Молотова-Риббентропа» |
|
Згурский Евгений Олегович, «Причины неприятия Западом решающей роли советского народа |
|
Туров Александр Сергеевич, «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи: |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 7 10:00 – 12:00 (мск.) |
Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Киргизская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, 44 |
Киргизская ССР в Великой Отечественной войне: |
|
Модератор: Сумароков Леонид Иванович, |
|
Петров Владимир Георгиевич, историк-краевед Виртуальный марш-бросок по местам боевой славы города Бишкек «Фрунзе военный» |
|
Докладчики и темы докладов: | |
Дятленко Павел Иванович, «Проблемы и перспективы сохранения исторической памяти |
|
Данильченко Галина Дмитриевна, «Великая Отечественная война в судьбах кыргызстанцев. |
|
Алымкулов Нарынбек Ашыралиевич, «Новые имена героев-кыргызстанцев, отличившиеся |
|
Джакишев Аскар Омуркулович, «Органы внутренних дел Киргизской ССР в годы Великой |
|
Прохорова Наталья Александровна, «Промышленность Киргизской ССР в годы Великой Отечественной войны» |
|
Сумароков Леонид Иванович, Презентация монографии «Билось каждое сердце, как Брест!» |
22.06.2021
ВТОРНИК
Секция 8 10:00 – 15:00 |
Донецкий республиканский краеведческий музей г. Донецк, ул. Челюскинцев 189А |
Роль музейной работы по формированию научной исторической картины Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в патриотическом сознании молодежи | |
Модераторы: Маренич Константин Николаевич, Генеральный директор музея: Максимчук Марина Викторовна |
XXIX МОИСЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
23.06.2021
СРЕДА
10:00 – 17:00 | РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Красный зал, 3 этаж |
Заключительное пленарное заседание | |
Пленарные академические доклады: | |
«Полиграфия в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.» Александр Максимович Цыганенко кандидат технических наук, профессор |
|
«Н.Н. Моисеев о создании в стране Нового Образа жизни людей, как основы для повышения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, предотвращения военной агрессии и обеспечения прогрессивного мирного развития» Геннадий Иванович Ванюрихин доктор технических наук, профессор |
|
«Логико-гносеологический анализ преступлений фашизма в Великой Отечественной войне» Анатолий Владимирович Липницкий кандидат психологических наук, профессор, заведующий лабораторией судебных экспертиз Восточно-Европейского института психоанализа, г. Санкт-Петербург |
|
«Хлеб войны: участие студентов и сотрудников Московского государственного университета пищевых производств в Великой Отечественной войне» Тютькова Ирина Анатольевна доктор педагогических наук, профессор Лабутина Наталья Васильевна доктор технических наук, профессор Московского государственного университета пищевых производств |
|
Итоговые доклады руководителей секций | |
Итоги Международного молодежного Конкурса на лучшее эссе «Великая Отечественная война в судьбе страны, в моем восприятии и восприятии моих сверстников» Барматова Светлана Петровна, доктор социологических наук, профессор Брянского филиала РАНХ и ГС |
|
Итоги фотоконкурса «Великая Отечественная война в судьбе моей страны и моего поколенияСветлов Владимир Иванович, общественный деятель |
|
Подведение итогов конференции. Принятие научно-практических рекомендаций. (РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Красный зал, 3 этаж) |
ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ХХIX Моисеевские чтения
«Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и
историческая память»
21-23 июня 2021 г.
…формирование мировоззренческих универсалий,
выработка миропонимания, помогающего людям
выживать в критических ситуациях,
и утверждение их в сознании людей
представляется в современных условиях
важнейшей задачей цивилизации ХХI века.
Н.Н. Моисеев
ТЕЗИСЫ
научно-практических рекомендаций
Исходя из цели ХХIX Моисеевских чтений (далее по тексту-конференции): определение важных событий Великой отечественной войны, наиболее подверженных критике и фальсификации западными научными школами и политиками, а также формулирование научно обоснованных аргументов для противодействия попыткам переписать историю и итоги Второй мировой войны:
- При формировании историко-политологических методологических подходов в оценке итогов Второй мировой войны и Великой Отечественной войны важно принять во внимание заявление Президента РФ В.В. Путина о том, что «существует дефицит стратегии и идеологии будущего, это создает атмосферу неуверенности, которая прямо влияет на общественные настроения. Социологические исследования, проводимые по всей планете, показывают, что жителям разных стран и континентов будущее, к огромному нашему сожалению, чаще всего кажется смутным и мрачным. Будущее не зовет, оно пугает. При этом люди не видят реальных возможностей и механизмов что-либо изменить, как-то повлиять на ход событий, на выбор политики» (Выступление на Валдайском форуме 27.10.2016).
1.1. Разные интерпретации причин Второй мировой войны, попытки переписать её итоги в угоду интересам западных политиков – это проявление столкновения цивилизаций (по Н.Н. Моисееву) «…не столько народов, сколько именно цивилизаций, несущих разное мировоззрение, разное понимание места человека в обществе и общества в природе, весьма неодинаковую ранжировку человеческих ценностей, неспособность включить в число своих неукоснительных ценностей те универсалии…».
1.2. Попрание общечеловеческих ценностей (прежде всего, права человека на жизнь) как преступление против человечности, объявленное решениями Нюрнбергского трибунала (1946 г.) и подтвержденное Всеобщей деклараций прав человека, следует рассматривать и в виде действий политиков Запада по искажению истории Второй мировой войны и по пересмотру ее итогов (Всеобщая декларация прав человека Ст. 29, п. 2, 1948 г.,).
1.3. Историческая память о Великой отечественной войне и о Второй мировой войне, основанная на решениях Нюрнбергского трибунала и закрепленная Заключительным актом Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) – важнейший показатель цивилизационной идентичности современности.
1.4. Антинаучная трактовка истории войн – не что иное, как одно из направлений проявления холодной войны на новом этапе, когда противовоборствуют не социально-экономические системы, как это было в бытность СССР и мировой социалистической системы, а восточно-азиатская цивилизация и западная цивилизация, «…в основе которой лежит индивидуализм, представление об избранности (протестантская этика – авт.), почти патологическая убежденность в собственном превосходстве и исключительности, исчерпаны! …Культ абсолютного индивидуализма, чистогана, максимальной прибыли, какафония массовой культуры, наркотиков, секса – все это естественное развитие событий, начавшихся в ХVII веке»
(Н.Н. Моисеев).
1.5. Без понимания внутренних и внешних причин исторической памяти народов нашей страны, их осознания трагичности и героики победы советского народа в Великой Отечественной войне, ставшей генетическим кодом культурно-исторической идентичности российского народа, невозможно осмыслить российскую историю и строить цивилизованные отношения с Россией.
1.6. Трагические события начального периода Великой Отечественной войны, десятки миллионов погибших солдат и мирного населения – это великая жертва советского народа, принесенная им за национальную независимость и победу над агрессором. Не позволительно нынешним поколениям политиков, особенно в странах, освобожденных Красной Армией от немецко-фашистских захватчиков, критиковать и переоценивать совершившееся и получившее международную оценку на Нюрнбергском процессе и в международных документах послевоенного времени, закрепивших всю конфигурацию международных отношений. Попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны в угоду деградирующих социально-политических сил на Западе сиюминутным интересам политиков – это по сути пляски на костях освободителей.
1.7. При определении причин искажения (фальсификации) подлинной истории Второй мировой войны, пересмотра ее итогов, уничижения роли Красной Армии в разгроме немецко-фашистских войск и освободительном походе в Европе и Азии всегда следует определять – в чьих интересах это происходит.
1.8. Геополитические изменения в мире вследствие распада СССР, трагических событий в Югославии (1999 г.) и на Украине (2014 г.), с коллективным выступлением Запада в Беларуси в 2020-2021 гг. указывают на режиссуру США, по указанию которых объединенная Европа организует государственный переворот в Киеве, поддерживает вооруженный развал государств на Ближнем Востоке, принимает безумные резолюции о равной ответственности гитлеровской Германии и СССР в развязывании Второй мировой войны, а также резолюции по остановке и закрытию необходимого самой Европе коммерческого проекта «Северный поток-2», а также усилению санкционного давления на Россию за так называемые «отравления оппозиционных деятелей», «поджоги» складов оружия и т.п.
1.9. Заявленное политическими руководителями Запада и России окончание «холодной» войны в действительно оказалось ее продолжение в более жесткой форме по используемым средствам информационно-коммуникационных технологий и циничной по сути. Доктрина США по сдерживанию, отбрасыванию и взрыву социалистической системы изнутри, объявленная президентом США Г. Трумэном в 1947 г., была дополнена директивой Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 г. Цели США в отношении России подтверждены и развиты в новых геополитических условиях. В выступлении президент США Б.Клинтона на закрытом совещании Объединённого комитета начальников штабов США 25 сентября 1995 года было провозглашено не только продолжение «холодной» войны, но и поставлены задачи по «расчленению России на мелкие государства путём межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами (США-ред.) в Югославии, по окончательному развалу военно-промышленного комплекса России и армии, установлению режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам (США -ред.)…». Враждебно настроенные к России бывшие «советологи» и политизированные ученые активно работают по реализации Гарвардского и Хьюстенского проектов, обеспечивая тем самым идеологическое обоснование осуществления доктрины США в отношении России, а обвинение их оппонентов в приверженности «теории заговора» работает на поддержку внутрироссийской оппозиции, особенно из числа приглашенных в российские вузы иностранных профессоров.
1.10. Особого анализа требует оценка интересов деструктивного отношения к истории Второй мировой войны и пересмотру ее итогов маргинальными политиками Польши, стран Балтии, Украины, использующими мошеннические приемы для получения финансовые выгоды от компенсаций за так называемый «оккупационный период» (со стороны России) и недополученный доход от Германии.
1.11. Коллективные выступления политизированных руководителей социальных сетей (Фейсбук, Твитер и др.) против законно избранного президента США и массированные информационные атаки СМИ и социальных сетей против властей Беларуси показали:
— попрана общечеловеческая ценность – право на высказывания, личное мнение. Это попрание возведено в ранг государственной политики;
— в современном обществе не может быть абсолютно независимых СМИ;
— в западном обществе культивируются отрицание какого-либо вида исторической правды – и утверждается концепция множественности истин, «постправды» и моральный релятивизм;
— обозначился новый формат политической борьбы с привлечением современных ИКТ и социальных сетей для организации массовых протестных движений.
Представляется целесообразным развивать дальнейшие научные исследования и использование их в историческом образовании молодежи по следующим направлениям:
— Участие и роль СССР во Второй мировой войне: статистика, научные исследования и выводы;
— Исследование философско-правового содержания решений Нюрнбергского процесса как предостережения и основы современного международного права;
— Историко-психологические и политические аспекты неприятия решающей роли многонационального советского народа во Второй мировой войне и целенаправленного искажения ее истории и итогов;
— Политические, политологические и экономические причины навязывания Западом концепции так называемых оккупационных целей Красной Армии при освобождении стран Балтии и ряда восточно-европейских стран от нацистских захватчиков;
— Цивилизационные аспекты истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны и причины разного восприятия их на постсоветском пространстве и в Сербии;
— Сравнительный анализ контента истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в современных учебниках в отечественном и зарубежном образовании, а также на постсоветском пространстве как предмет научных исследований и обсуждений;
— Актуальные методы и формы музейной работы по формированию научной исторической картины Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в патриотическом сознании молодежи;
— Выявление сути исторической памяти и исторической ответственности ученых перед будущими поколениями молодежи.
Рекомендовать Российской академии наук:
— создать Научный междисциплинарный совет по проблемным вопросам Второй мировой и Великой Отечественной войн с изданием соответствующих научных журналов, ведением специальной программы на телевидении и портала в интернете.
— обратиться к Администрации Президента РФ с предложением разработать и осуществить систему поощрения научных изысканий и награждения исследователей и активистов, которые вносят большой вклад в сохранение исторической памяти.
Рекомендовать профессорам, преподавателям учреждений высшего образования и учителям среднего специального и общего образования, а также дополнительного образования:
— шире использовать метод студенческих/ученических дебатов и проблемно-поисковый метод подготовки письменных работ (сочинения, контрольные работы и т.д.) по актуальным вопросам истории Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;
— привлекать студентов и учащихся к активным формам формирования у них исторической памяти: написание эссе, фотоконкурсы/
Схема расположения залов Российской Академии Наук
Ленинский пр-т, д. 32а, 3 этаж
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.