Поздравляю с праздником, который мы по праву можем считать своим – Днем эколога, который отмечается сегодня, 5 июня 2022 года, одновременно с Всемирным Днем окружающей среды.
О какой бы форме экологии не шел разговор – об экологии природы, человека, культуры, о социальной экологии или экологии духа, города или коммуникаций – речь о человеческом, бережном отношении к среде своей Жизни на Земле.
И все эти дела немыслимы вне формирования экофилософского мировидения – ключевого условия, эвристически-методологического основания и базы нового категориального аппарата — общей формы, необходимой для разработки моделей, программного обеспечения, инструментов охраны среды – внешней и своей, внутренней. Поэтому это по праву и наш праздник, хотя причастность к нему экофилософов пока не оценена в обществе и структурах управления.
Напомню: в России празднование Дня эколога началось с 2008 года в соответствии с указом президента.
Пятое июня выбрано не случайно: полвека назад в этот день в Стокгольме состоялась первая специальная конференция Организации объединенных наций по вопросам окружающей среды. Мероприятие стало знаковым событием, поскольку на нем была принята Декларация, провозгласившая охрану природы первостепенной задачей человечества, и, кроме того, тогда реально были заложены основы экологического права и появился специализированный орган ООН – Программа по окружающей среде или ЮНЕП.
Цель выделения в сознании этого Дня – привлечь внимание к проблемам охраны среды. Поэтому во всем мире 5 июня проходят научные конференции и мероприятия, связанные с этими проблемами. Как и самые разные акции типа уборки территорий, посадки цветов, деревьев.
Понятие «экология» в 1866 году ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель. Но прошло еще почти века до того времени, когда в мире был осознан потенциал этой науки, и она вошла в число важнейших для человечества. Серьезно к этому направлению знания стали относиться не раньше, чем на планете начались проблемы, и она «стала выставлять людям счета».
Советская высшая школа приступила к подготовке профессиональных экологов примерно 50 лет назад. Сейчас таких специалистов выпускают больше десяти вузов, в том числе МГУ, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина и Российский химико-технологический университет имени Менделеева.
Жаль, что не стало МНЭПУ – Международного независимого эколого-политологического университета, у истоков которого стоял Никита Николаевич Моисеев. Только сейчас начинаем понимать масштаб того, что советской науке и ему, Н.Н.Моисееву и МНЭПУ во главе с ректором Станиславом Александровичем Степановым, удалось теоретически и практически сделать. Теперь время внимательно перечитать многие труды советских ученых под углом зрения новых проблем и концепций и опять начать с ними работать в новом МНЭПУ.
У экологов сегодня множество специализаций: это и эко-аналитик, который оценивает воздействие на природу разных объектов, и ландшафтный эколог, занимающийся зелеными насаждениями, и эколог-урбанист, проектирующий городскую застройку с учетом природоохранных факторов.
Но пока в этом ряду нет экофилософа, а он нужен. Философские факультеты наших университетов, как и институт философии не готовы к такой большой работе, предполагающей пересмотр многих концепций и в целом логики исторического и культурного развития человечества. Мы начали это делать, ориентируясь на опыт классической культуры и науки, не размывающей отличий между высоким и низким, истинным и ложно-игривым, красотой и уродством, нормой и извращением. И одной из многих задач, поэтому, стал анализ открытий в пространстве неклассической и постнеклассической науки на основе экорациональности.
Думаю, в связи с масштабом всех трансформаций на Земле и в России, с событиями в ДНР и ЛНР назревает потребность в направлениях, связывающих общие экофилософские проблемы с прикладными векторами и задачами. Первое, о чем бы в этой связи я предложила подумать – сектор экологической экспертизы в нашей Лаборатории.
Как известно, первый закон экологии гласит: «что бы мы ни делали, в природе все вызывает те или иные последствия».
Не дополнить его еще одним: что бы мы не думали, как бы и с какой энергией не мыслили, в первой и второй (культурной) природе все вызывает те или иные следствия в мире человека, на Земле и во Вселенной?
«Индекс живой планеты» WWF (отражает динамику численности 4 тысяч видов животных) снизился с 1970 года до 2014-го на 60%!
Во Всемирном фонде дикой природы защиту прежде всего «харизматичных» видов животных (тигры, леопарды, зубры и т.д.) объясняют тем, что таким образом оберегаются и обширные ареалы их обитания в целом, со всем их биоразнообразием.
А как насчет культуроразнообразия?
По итогам 2020 года министерство природных ресурсов России отметило сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха (с 40 до 34), снижение объема выбросов загрязняющих веществ (на 2,2%) и отходов (на 10,3%).
Несмотря на множество программ в сфере охраны природы, ООН по-прежнему считает изменение климата, сокращение биоразнообразия и проблему отходов угрозой номер один для существования человечества.
Но могут ли решить эти вопросы люди, не мыслящие экофилософски? Следствия типа мышления тех, кто сегодня возглавляет главные Международные институты, не выполняющие свои задачи, мы видим, увы, не вооруженным глазом.
Не говорится ими, в СМИ, в системе образования, как жестко это проблемное поле встроено в политические игры; о том, что решить проблему первой, естественной Природы, не решив проблему второй – искусственно- рукотворной, органически связанной с первой; как и проблему связи заботы о среде с охраной человеческой, а не техно-человеческой природы, с совершенствованием Человека высоко Культурного, любящего близких и дальних, природу и все проявления красоты мира; Человека — ответственного субъекта Земли и Вселенной. Как и о многих других вопросах, которые ставит и решает экофилософия. Мы делаем в прямом смысле Жизненно-важное Дело, оно нужно не только нам.
А потому – всем экофилософам и нашим друзьям в пространстве Науки и мысле-деятельности желаю сил, здоровья, терпения и мужества в преодолении трудных проблем жизни и науки! Успехов, оснований для радостей, всего, что нужно для вдохновенной и перспективной работы, необходимой для общего гуманитарно-культурного прорыва Русского Мира, экофилософского поворота всей науки, к сбалансированному развитию и улыбке Земли!
Поздравляю!
Руководитель социально-гуманитарного направления МНЭПУ,
доктор филос.н., профессор кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова,
руководитель Лаборатории экофилософских исследований, профессор кафедры философии ДонНУЭТа имени Мих.Туган-Барановского,
руководитель НИЦ экофилософии НИИ истории, экономики и права,
академик Российской экологической академии,
академик Ноосферной Общественной Академии наук
Элеонора Владиленовна Баркова
При подготовке поздравления использованы материалы с сайта: https://radiosputnik.ria.ru/20220605/ekolog-1791156114.html
К другим новостям
31.10.2024
26.10.2024
26.09.2024
26.09.2024
Искусственный интеллект и духовная культура
30 октября 2024 года в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова прошла Международная...
ДалееВышел в свет 69-й том многотомного издания «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты»
Опубликован 69-й том «Анализ вызовов национальной безопасности» (тематический блок «Национальная безопасность»)...
ДалееХХXII Моисеевские чтения — научно-практическая конференция «СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ» АКАДЕМИКА Н.Н. МОИСЕЕВА И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА». Философские, эколого-политологические и педагогические основания для научного анализа
КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК по изучению научного наследия выдающихся ученых (секция академика Н.Н....
ДалееКОНЦЕПЦИЯ ХХХII Моисеевских чтений 5 марта 2025 г.
ПРОЕКТ ред. от 30.06.2024 СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ» АКАДЕМИКА Н.Н. МОИСЕЕВА И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ...
Далее
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.