Программа ХХХ Моисеевских чтений 24-25 марта 2022г.

 

 

Комиссия РАН
по изучению научного наследия выдающихся ученых
(Н.Н. Моисеев)

 

 

РОССИЯ В ХХI ВЕКЕ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

ХХX Моисеевские чтения —
научно-практическая конференция

24-25 марта 2022 г.

 

 

 

 

г. Москва

 

Скачать программу ХХХ Моисеевских чтений можно здесь.

===============================

ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Рабочий план

24 марта 2022 года
ЧЕТВЕРГ

 9:00 – 10:00   Тестирование связи, регистрация участников
(РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж)
    Фильм о Н.Н. Моисееве
10:00   Открытие пленарного заседания.
Вступительное слово академика РАН Ю.Г. Евтушенко
Председателя организационного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева
10:20   Приветствие академика РАН М.Ч. Залиханова,
председателя программного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева
 11:00   Пленарное заседание.
академические доклады
12:00 – 12:30   Перерыв
12:30   Пленарное заседание
14:00 – 15:00   Перерыв, обед
15:00   Пленарное заседание

 

25 марта 2022 года
ПЯТНИЦА

 9:00 – 10:00   Тестирование связи, регистрация участников
(РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж)
 10:00   Пленарное заседание.
академические доклады
12:30 – 13:00   Перерыв
13:00 – 15:00   Открытая дискуссия
15:00 – 16:00   Перерыв, обед
16:00   Обсуждение проекта научно-практических рекомендаций
    Подведение итогов чтений/конференции
Принятие научно-практических рекомендаций.

 

ПРОГРАММА

24.03.2022
ЧЕТВЕРГ

09:00 – 16:00  

Пленарное заседание
РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Ротонда холл, 3 этаж

9:00 – 10:00   Тестирование связи, регистрация участников
(РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда зал, 3 этаж)
    Фильм о Н.Н. Моисееве
10:00   Открытие пленарного заседания.
Вступительное слово академика РАН Ю.Г. Евтушенко
Председателя организационного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева
10:20      Приветствие академика РАН М.Ч. Залиханова,
Председателя программного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева

Пленарные академические доклады:

11:00  

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕЛЕУСТАНОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Маренич Константин Николаевич,
доктор технических наук, профессор,
 заведующий кафедрой, Донецкий национальный технический университет,
Донецкая народная республика 

   

ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТАХ ОБНОВЛЯЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Бабурин Сергей Николаевич,
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник – научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН, профессор Московского университета им. С.Ю. Витте.

12:00 – 12:30   Перерыв
12:30  

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ «НОВОГО ГОМЕОСТАЗА»
Н.Н. МОИСЕЕВА

Баркова Элеонора Владиленовна,
доктор философских наук, профессор,
Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова 

   

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЪЕДИНИТЕЛЬ И ФУНДАМЕНТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сумароков Леонид Иванович
кандидат исторических наук, доцент,
Кыргыско-Российский славянский университет
имени Б.Н. Ельцина

   

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Константинова Лариса Владимировна,
доктор социологических наук, профессор,
директор НИИ развития образования,
Российский экономический университет
имени Г.В. Плеханова

   

ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ НЕОБХОДИМ ЭКОКАТАРСИС

Петросян Валерий Самсонович
доктор химических наук, профессор,
Московский государственный университет
имени М.В.Ломоносова

   

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ОКАЗАЛОСЬ ПОД ВНЕШНИМ УПРАВЛЕНИЕМ

Сардарян Генри Тигранович,
доктор политических наук, профессор,
 факультет управления и политики МГИМО МИД России

   

«РУССКИЙ МЕТОД» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Крайнов Григорий Никандрович,
доктор исторических наук, профессор.
Российский университет транспорта (МИИТ)

14:00 – 15:00   Перерыв, обед
15:00  

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
БИФУРКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Новосадов Сергей Александрович
кандидат экономических наук, доцент,
доцент Отделения социально-экономических наук
НИЯУ МИФИ (ИАТЭ НИЯУ МИФИ). Филиал г. Обнинск

   

ПРИНЦИП УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И ЗНАНИЕ

Чернов Константин Васильевич,
кандидат технических наук, доцент,
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина

   

ОТ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛЫ

Уваров Александр Юрьевич,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Института кибернетики и образовательной̆ информатики
им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, профессор Института образования НИУ ВШЭ

   

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ТРАДИЦИИ ПРОТИВ ИННОВАЦИЙ

Каменева Екатерина Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

Киселёва Наталья Ильинична
кандидат социологических наук, доцент,
 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

   

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Турицын Игорь Викторович,
доктор исторических наук, профессор,
Научно-исследовательский институт  истории, экономики и права

 

XXX МОИСЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

25.03.2022
ПЯТНИЦА

9:00 – 10:00   Тестирование связи, регистрация участников
(РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж)

Пленарные академические доклады:

10:00  

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЕНА СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ
В РОССИИ

Дрожжина Светлана Владимировна
доктор философских наук, профессор,
Донецкий национальный университет экономики и торговли  имени М. Туган-Барановского,
Донецкая народная республика

   

СВЕТСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ СКРЕПЫ   ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Леонид Калинин

Представитель Русской православной церкви

   

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ И СМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ

Небродовская-Мазур Елена Юрьевна
кандидат  психологических наук, доцент,
Московский психолого-социальный университет

Матвеева Инна Петровна
кандидат социологических наук,
Институт мировых цивилизаций

   

ЕДИНСТВО КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Мамедов Низами Мустафаевич,
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Bиноградова Елена Георгиевна,
кандидат философских наук, доцент,
Московский педагогический государственный университет

   

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
РОЛЬ И МЕСТО ИСЛАМА

 Бетильмерзаева Марет Мусламовна
доктор философских наук, профессор,
Чеченский государственный университет

   

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бурьянов Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент,
Московский городской педагогический университет

Бурьянов Максим Сергеевич

Международный союз электросвязи ООН, стажер

   

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — КАК ТВОРЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Ванюрихин Геннадий Иванович
доктор технических наук, профессор,
Союз писателей России

   

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И
БУДУЩЕЕ НАУКИ

Макаров Владимир Витальевич
кандидат философских наук, доцент,
Институт медицинского образования НМИЦ
им. В.А.
Алмазова

12:30 – 13:00   Перерыв
13:00 – 15:00   Открытая дискуссия
   

Харченко Сергей Григорьевич

Подходы к методологии оценки научных публикаций

   

Корчажкина Ольга Максимовна

Национализация российского образования

   

Титаренко Лариса Григорьевна (Минск)

Цифровизация высшего образования в условиях пандемии: новые риски и угрозы

   

Киктева Полина Андреевна,
Минакова Татьяна Александровна (Воронеж)

Признаки ментальности молодого поколения российского общества

   

Агафонова Наталья Васильевна

Проблемы образования в глобальном информационном мире

   

Мельников Виталий Михайлович

Образование на современном этапе

   

Cосунова Ирина Александровна,
Мамонова Ольга Николаевна

Роль наставничества в формировании эколого-ориентированного поведения молодежи
в условиях трансформации профессиональных групп

   

Посник Ирина Анатольевна

Плюсы и минусы российской и советской
общеобразовательной школы

   

Вержибок Галина Владиславовна

Психодиагностические процедуры измерения идентичности студентов (Минск)

   

Тагильцева Елена Владимировна, Чупрунова Мария Артемовна, Сафарова Дарина Самархановна (студенческая секция, Новосибирск)

Изменение психологического состояния
под влиянием ситуации неопределенности
в системе образования

   

Андрюкова Дарья Леонидовна

Создание профессионального имиджа педагога
у студентов гуманитарного направления в ВУЗе

   

Никитенкова Мария Александровна

Проблемы преодоления гендерного разрыва  STEM  образования для подготовки кадров специальностей будущего

   

Дедкова Елена Николаевна (Донецк)

Взаимодействие музейной работы и образовательных учреждений

   

Кудинова Наталья Ивановна (Елец)

Проектная деятельность как средство социализации учащихся

   

Васильева Ольга Федоровна

Современные методы педагогических исследований уровня развития  учащихся с ОВЗ

   

Решетова Маргарита Владимировна,
Григорьев Эльген Парфирьевич

Гравитационная экономика: современная модель системы  микроэкономики

   

Хачатуров Рубен Владимирович

Наука и образование для успешного освоения  человеком  космоса

15:00 – 16:00   Перерыв, обед
16:00 – 16:30   Обсуждение проекта научно-практических рекомендаций
16:30 – 17:00   Подведение итогов чтений/конференции

Принятие научно-практических рекомендаций.
(РАН, Москва, Ленинский пр-т, д. 32а, Ротонда холл, 3 этаж,)

 

Регламент

Пленарные доклады                                     – до 20 мин.

Вопросы к докладчикам                               – до 2 мин.

Выступления в открытой дискуссии           – 7 мин.

Повторные выступления                             – до 3 мин.

 

25.03.2022

ПЯТНИЦА

 ПРОЕКТ  

РОССИЯ В ХХI ВЕКЕ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ХХX Моисеевские чтения – научно-практическая конференция

Научно-практические рекомендации

Глобальная научно-техническая революция в области цифровой обработки, накопления и структурирования информации выдвинула высокие требования к стандартам  образования и поставила национальную систему образования в непростые условия конкуренции. И выживут в этой конкурентной борьбе, по мнению
Н.Н. Моисеева, только те национальные системы образования, которые выдержат высокую планку профессиональных требований к содержанию и  организации этого образования.

Избыточное и недостаточно профессиональное администрирование, бессистемные и часто меняющиеся государственные стандарты образования подменяют творчество в научном и образовательном процессах организационной суетой, обрекают на истощение физических и нравственных сил преподавателей, ученых и руководителей научных и образовательных организаций. Бездумное копирование и внедрение зарубежных стандартов управления образованием и измерения качества образовательной и научной деятельности
без учета лучших национальных традиций также обрекает российскую науку и образование на отставание
в мировой конкуренции и усиливает риски для безопасности страны.

Современные информацинно-коммуникационные технологии-интернет, социальные сети и мобильные системы связи усиливают риски размывания основ российской культурно-исторической идентичности, роста негативных явлений в межпоколенческих, межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также снижают возможности отечественной системы образования в формировании у молодежи современной научной картины мира. Это также обостряет проблему мировоззренческих и нравственных установок
в российском обществе и молодежной среде. Особую тревогу вызывает проникновение западных гендерных теорий и т.н. западных ценностей – равных прав сексуальных меньшинств, подрывающих традиционные ценности семьи и детства; толерантного отношения к искажению и фальсификации новейшей истории и пренебрежению памятью жертв советского народа в годы Второй мировой войны. Тем самым, молодежь сегодня поставлена перед нелёгким цивилизационным выбором.

Наметившиеся в последнее время негативные тенденции в отечественном образовании: отказ от лучшего опыта и традиций отечественного образования и слепое подражание западным стандартам; чрезмерное администрирование и нарушение принципа автономности научно-педагогической деятельности; перегрузка преподавательской работы в ущерб научной и воспитательной деятельности, унизительно низкое вознаграждение профессорско-преподавательского и учительского труда вызывают серьезную тревогу и неизбежный вопрос: в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей
с гедонистической установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы и творцов заслуженного успеха в жизни?

Недооценка государством и институтами гражданского общества актуальности идеологического строительства и сохранения национальных ценностей стимулирует  не только прогрессирующую бездуховность общества, но и торжество рыночно-торгового мышления с его универсальным инструментом решения всех проблем посредством денег.

В центре реформирования  системы образования должен находиться человек, развитие его творческих потенций, пропаганда и поощрение его достижений. В обществе должен царить культ человека-созидателя и должны быть выстроены системы социальной мобильности, которые необходимы для развертывания сферы его деятельности. Стяжательство, культ потребления должны рассматриваться как признаки примитивной, неразвитой личности и быть предметом общественного презрения. Либеральную идеологию следует однозначно трактовать как инструмент, направленный на ослабление России как субъекта мирового сообщества, а пропаганду идей «либеральной» демократии рассматривать как противоправные действия, представляющие опасность для России и её молодежи.

Участники чтений рекомендуют

Научным и научно-образовательным организациям проводить научные исследования по следующим актуальным направлениям:

  1. Специфические особенности отечественного образования в условиях цивилизационного противостояния России и Запада;
  2. Лучшие традиции и опыт отечественного образования для реформирования российского образования и
    в практике научно-педагогической деятельности;
  3. Теоретико-методологические и научно-практические направления деятельности отечественного образования по снижению негативных последствий цифровизации и интернета, примитивизирующих сознание человека и усиливающих риски манипулирования им.
  4. Разработка научной аргументации по развенчанию концепции «тоталитарная теория» как основы ревизии истории Второй мировой войны, ее итогов и коренной ломки послевоенного мироустройства
    для формирования у молодежи современной научной картины мира.
  5. Разработка системы национальных инструментов измерения качества образования, науки и воспитания молодежи в целях:

—     повышения мотивации и эффективности профессорско-преподавательского и учительского труда;

—     снижения уровня администрирования процессом образования и обеспечения  автономности научно-педагогического труда;

—     установления соответствия номенклатуры научных специальностей по  присуждению ученых степеней
в нашей стране новым задачам образования и науки, а также формирования современной комплексной научной картины мира.

Государственным и муниципальным органам управления образованием:

  1. Существенно усилить программу социальной поддержки молодых преподавателей вузов и учителей школ
    в части материального и жилищного обеспечения, особенно в провинции и удаленных поселениях.
  2. Повысить уровень предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей вузов и учителей школ  за счет повышения нормативов на временные затраты
    на предметную и методическую подготовку до 60 процентов.
  3. Разработать и внедрить механизмы оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе
    на этапе обучения, предусматривающих определение уровня соответствия студентов и выпускников образовательных организаций требованиям профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.
  4. Ориентировать подготовку преподавательских и учительских кадров на сочетание углублённых знаний экологических проблем с пониманием целей и задач устойчивого развития страны в новой геополитической обстановке и в условиях ограничения финансовых, технико-технологических и природных ресурсов.