Комиссия РАН
по изучению научного наследия выдающихся ученых
(Н.Н. Моисеев)
РОССИЯ В ХХI ВЕКЕ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ХХX Моисеевские чтения —
научно-практическая конференция
24-25 марта 2022 г.
г. Москва
Скачать программу ХХХ Моисеевских чтений можно здесь.
===============================
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Рабочий план
24 марта 2022 года
ЧЕТВЕРГ
9:00 – 10:00 | Тестирование связи, регистрация участников (РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж) |
|
Фильм о Н.Н. Моисееве | ||
10:00 | Открытие пленарного заседания. Вступительное слово академика РАН Ю.Г. Евтушенко Председателя организационного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева |
|
10:20 | Приветствие академика РАН М.Ч. Залиханова, председателя программного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева |
|
11:00 | Пленарное заседание. академические доклады |
|
12:00 – 12:30 | Перерыв | |
12:30 | Пленарное заседание | |
14:00 – 15:00 | Перерыв, обед | |
15:00 | Пленарное заседание |
25 марта 2022 года
ПЯТНИЦА
9:00 – 10:00 | Тестирование связи, регистрация участников (РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж) |
|
10:00 | Пленарное заседание. академические доклады |
|
12:30 – 13:00 | Перерыв | |
13:00 – 15:00 | Открытая дискуссия | |
15:00 – 16:00 | Перерыв, обед | |
16:00 | Обсуждение проекта научно-практических рекомендаций | |
Подведение итогов чтений/конференции Принятие научно-практических рекомендаций. |
ПРОГРАММА
24.03.2022
ЧЕТВЕРГ
09:00 – 16:00 |
Пленарное заседание |
|
9:00 – 10:00 | Тестирование связи, регистрация участников (РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда зал, 3 этаж) |
|
Фильм о Н.Н. Моисееве | ||
10:00 | Открытие пленарного заседания. Вступительное слово академика РАН Ю.Г. Евтушенко Председателя организационного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева |
|
10:20 | Приветствие академика РАН М.Ч. Залиханова, Председателя программного комитета, лауреата научной премии РАН имени Н.Н. Моисеева |
|
Пленарные академические доклады: |
||
11:00 |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕЛЕУСТАНОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Маренич Константин Николаевич, |
|
ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТАХ ОБНОВЛЯЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Бабурин Сергей Николаевич, |
||
12:00 – 12:30 | Перерыв | |
12:30 |
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Баркова Элеонора Владиленовна, |
|
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ОБЪЕДИНИТЕЛЬ И ФУНДАМЕНТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Сумароков Леонид Иванович |
||
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Константинова Лариса Владимировна, |
||
ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ НЕОБХОДИМ ЭКОКАТАРСИС Петросян Валерий Самсонович |
||
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ОКАЗАЛОСЬ ПОД ВНЕШНИМ УПРАВЛЕНИЕМ Сардарян Генри Тигранович, |
||
«РУССКИЙ МЕТОД» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Крайнов Григорий Никандрович, |
||
14:00 – 15:00 | Перерыв, обед | |
15:00 |
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Новосадов Сергей Александрович |
|
ПРИНЦИП УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И ЗНАНИЕ Чернов Константин Васильевич, |
||
ОТ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ Уваров Александр Юрьевич, |
||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ТРАДИЦИИ ПРОТИВ ИННОВАЦИЙ Каменева Екатерина Анатольевна Киселёва Наталья Ильинична |
||
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Турицын Игорь Викторович, |
XXX МОИСЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
25.03.2022
ПЯТНИЦА
9:00 – 10:00 | Тестирование связи, регистрация участников (РАН, Москва, Ленинский пр-т, 32а, Ротонда холл, 3 этаж) |
|
Пленарные академические доклады: |
||
10:00 |
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВО ВРЕМЕНА СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ Дрожжина Светлана Владимировна |
|
СВЕТСКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ СКРЕПЫ ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Леонид Калинин Представитель Русской православной церкви |
||
ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗОВ И СМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ Небродовская-Мазур Елена Юрьевна Матвеева Инна Петровна |
||
ЕДИНСТВО КУЛЬТУРНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Мамедов Низами Мустафаевич, Bиноградова Елена Георгиевна, |
||
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Бетильмерзаева Марет Мусламовна |
||
ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Бурьянов Сергей Анатольевич Бурьянов Максим Сергеевич Международный союз электросвязи ООН, стажер |
||
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — КАК ТВОРЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Ванюрихин Геннадий Иванович |
||
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И Макаров Владимир Витальевич |
||
12:30 – 13:00 | Перерыв | |
13:00 – 15:00 | Открытая дискуссия | |
Харченко Сергей Григорьевич Подходы к методологии оценки научных публикаций |
||
Корчажкина Ольга Максимовна Национализация российского образования |
||
Титаренко Лариса Григорьевна (Минск) Цифровизация высшего образования в условиях пандемии: новые риски и угрозы |
||
Киктева Полина Андреевна, Признаки ментальности молодого поколения российского общества |
||
Агафонова Наталья Васильевна Проблемы образования в глобальном информационном мире |
||
Мельников Виталий Михайлович Образование на современном этапе |
||
Cосунова Ирина Александровна, Роль наставничества в формировании эколого-ориентированного поведения молодежи |
||
Посник Ирина Анатольевна Плюсы и минусы российской и советской |
||
Вержибок Галина Владиславовна Психодиагностические процедуры измерения идентичности студентов (Минск) |
||
Тагильцева Елена Владимировна, Чупрунова Мария Артемовна, Сафарова Дарина Самархановна (студенческая секция, Новосибирск) Изменение психологического состояния |
||
Андрюкова Дарья Леонидовна Создание профессионального имиджа педагога |
||
Никитенкова Мария Александровна Проблемы преодоления гендерного разрыва STEM образования для подготовки кадров специальностей будущего |
||
Дедкова Елена Николаевна (Донецк) Взаимодействие музейной работы и образовательных учреждений |
||
Кудинова Наталья Ивановна (Елец) Проектная деятельность как средство социализации учащихся |
||
Васильева Ольга Федоровна Современные методы педагогических исследований уровня развития учащихся с ОВЗ |
||
Решетова Маргарита Владимировна, Гравитационная экономика: современная модель системы микроэкономики |
||
Хачатуров Рубен Владимирович Наука и образование для успешного освоения человеком космоса |
||
15:00 – 16:00 | Перерыв, обед | |
16:00 – 16:30 | Обсуждение проекта научно-практических рекомендаций | |
16:30 – 17:00 | Подведение итогов чтений/конференции
Принятие научно-практических рекомендаций. |
Регламент
Пленарные доклады – до 20 мин.
Вопросы к докладчикам – до 2 мин.
Выступления в открытой дискуссии – 7 мин.
Повторные выступления – до 3 мин.
25.03.2022
ПЯТНИЦА
ПРОЕКТ
РОССИЯ В ХХI ВЕКЕ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ХХX Моисеевские чтения – научно-практическая конференция
Научно-практические рекомендации
Глобальная научно-техническая революция в области цифровой обработки, накопления и структурирования информации выдвинула высокие требования к стандартам образования и поставила национальную систему образования в непростые условия конкуренции. И выживут в этой конкурентной борьбе, по мнению
Н.Н. Моисеева, только те национальные системы образования, которые выдержат высокую планку профессиональных требований к содержанию и организации этого образования.
Избыточное и недостаточно профессиональное администрирование, бессистемные и часто меняющиеся государственные стандарты образования подменяют творчество в научном и образовательном процессах организационной суетой, обрекают на истощение физических и нравственных сил преподавателей, ученых и руководителей научных и образовательных организаций. Бездумное копирование и внедрение зарубежных стандартов управления образованием и измерения качества образовательной и научной деятельности
без учета лучших национальных традиций также обрекает российскую науку и образование на отставание
в мировой конкуренции и усиливает риски для безопасности страны.
Современные информацинно-коммуникационные технологии-интернет, социальные сети и мобильные системы связи усиливают риски размывания основ российской культурно-исторической идентичности, роста негативных явлений в межпоколенческих, межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также снижают возможности отечественной системы образования в формировании у молодежи современной научной картины мира. Это также обостряет проблему мировоззренческих и нравственных установок
в российском обществе и молодежной среде. Особую тревогу вызывает проникновение западных гендерных теорий и т.н. западных ценностей – равных прав сексуальных меньшинств, подрывающих традиционные ценности семьи и детства; толерантного отношения к искажению и фальсификации новейшей истории и пренебрежению памятью жертв советского народа в годы Второй мировой войны. Тем самым, молодежь сегодня поставлена перед нелёгким цивилизационным выбором.
Наметившиеся в последнее время негативные тенденции в отечественном образовании: отказ от лучшего опыта и традиций отечественного образования и слепое подражание западным стандартам; чрезмерное администрирование и нарушение принципа автономности научно-педагогической деятельности; перегрузка преподавательской работы в ущерб научной и воспитательной деятельности, унизительно низкое вознаграждение профессорско-преподавательского и учительского труда вызывают серьезную тревогу и неизбежный вопрос: в чем сущность и направленность образования в России – формировать потребителей
с гедонистической установкой и целью жизни получать от нее только удовольствия, или созидателей своей судьбы и творцов заслуженного успеха в жизни?
Недооценка государством и институтами гражданского общества актуальности идеологического строительства и сохранения национальных ценностей стимулирует не только прогрессирующую бездуховность общества, но и торжество рыночно-торгового мышления с его универсальным инструментом решения всех проблем посредством денег.
В центре реформирования системы образования должен находиться человек, развитие его творческих потенций, пропаганда и поощрение его достижений. В обществе должен царить культ человека-созидателя и должны быть выстроены системы социальной мобильности, которые необходимы для развертывания сферы его деятельности. Стяжательство, культ потребления должны рассматриваться как признаки примитивной, неразвитой личности и быть предметом общественного презрения. Либеральную идеологию следует однозначно трактовать как инструмент, направленный на ослабление России как субъекта мирового сообщества, а пропаганду идей «либеральной» демократии рассматривать как противоправные действия, представляющие опасность для России и её молодежи.
Участники чтений рекомендуют
Научным и научно-образовательным организациям проводить научные исследования по следующим актуальным направлениям:
- Специфические особенности отечественного образования в условиях цивилизационного противостояния России и Запада;
- Лучшие традиции и опыт отечественного образования для реформирования российского образования и
в практике научно-педагогической деятельности; - Теоретико-методологические и научно-практические направления деятельности отечественного образования по снижению негативных последствий цифровизации и интернета, примитивизирующих сознание человека и усиливающих риски манипулирования им.
- Разработка научной аргументации по развенчанию концепции «тоталитарная теория» как основы ревизии истории Второй мировой войны, ее итогов и коренной ломки послевоенного мироустройства
для формирования у молодежи современной научной картины мира. - Разработка системы национальных инструментов измерения качества образования, науки и воспитания молодежи в целях:
— повышения мотивации и эффективности профессорско-преподавательского и учительского труда;
— снижения уровня администрирования процессом образования и обеспечения автономности научно-педагогического труда;
— установления соответствия номенклатуры научных специальностей по присуждению ученых степеней
в нашей стране новым задачам образования и науки, а также формирования современной комплексной научной картины мира.
Государственным и муниципальным органам управления образованием:
- Существенно усилить программу социальной поддержки молодых преподавателей вузов и учителей школ
в части материального и жилищного обеспечения, особенно в провинции и удаленных поселениях. - Повысить уровень предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей вузов и учителей школ за счет повышения нормативов на временные затраты
на предметную и методическую подготовку до 60 процентов. - Разработать и внедрить механизмы оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе
на этапе обучения, предусматривающих определение уровня соответствия студентов и выпускников образовательных организаций требованиям профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов. - Ориентировать подготовку преподавательских и учительских кадров на сочетание углублённых знаний экологических проблем с пониманием целей и задач устойчивого развития страны в новой геополитической обстановке и в условиях ограничения финансовых, технико-технологических и природных ресурсов.
Организаторам конференции огромное спасибо! Всем Участникам желаю плодотворной работы!
Прошу дополнить:
Государственным и муниципальным органам управления образованием:
5. Увеличить срок обучения бакалавров до 5 лет.